Не так давно, а именно этой весной, имя генерального директора фармацевтической компании «Дарница» Глеба Загория было одним из центральных в коррупционном скандале гослекслужбы, а сегодня он уже депутат Верховной Рады и был одним из главных кандидатов на пост главы Министерства здравоохранения Украины. Что же ждет нас с таким госчиновником уже в ближайшем будущем?
«Дарница» – один из крупнейших фармацевтических заводов Украины, который имеет производственную мощность около 4 млрд единиц в год и выпускает свыше 250 различных наименований лекарственных средств. Кроме этого, начиная с 2012 года, активно ходят разговоры о желании компании стать монополистом украинского фармрынка, а это означает бесконтрольный рост цен на любые препараты. К тому же за последний год содействовала росту продаж «Дарницы» и гослекслужба с Алексеем Соловьевым у руля.
За год реализация компании выросла почти в полтора раза – на сумму с 888,4 млн за 2012 год до 1,2 млрд грн за 2013 год. Не без помощи гослекслужбы. То госструктура не дает сертификат противовирусному препарату российского производства «Арбидол», когда «Дарница» выпускает такой же препарат под названием «Иммустат». То в конце 2013 начале 2014, в самый разгар вируса, Соловьевым заблокировано производство провиворусного препарата «Амиксин», которое выпускает «Интерхим», оставив «Иммустат» без конкуренции на украинском фармрынке. Также бан от гослекслужбы получил и «Пенталгин», который производят «Интерхим», «Фарма Старт», «Химфарм». Альтернатива одна, хоть и менее эффективная из-за отсутствия кодеина в своем составе – «Цитрамон-Дарница». И где гарантия того, что цена на него не возрастет? А замены этому препарату, как вы поняли, на данный момент нет. Теперь подумайте, в скольких домашних аптечках сейчас лежит «Цитрамон-Дарница». Практически в каждой. Даже если он вырастет в цене, его все равно будут покупать. Деваться то некуда. А тем временем прибыль семьи Загориев будет возрастать пропорционно цене «Цитрамона».
На осенних выборах в Верховную Раду Глеб Загорий оказывается под 52 номером в списке «Блока Порошенко». И это при том, что «Дарнице» приписывали особую лояльность со стороны политиков с абсолютно другого конца украинских реалий, в частности времен Николая Азарова.
Что заставило Глеба Загория пойти в политику? Конечно, желание сделать мир лучше и здоровее. Хотя есть еще один мотив. С 1 января 2015 года Кабмин вводит госрегулирование цен на лекарства. В связи с этим предельные надбавки на лекарства будут колебаться от 10% до 25%, в то время как сейчас надбавки составляют от 0,3% до 169,5%, а это существенно урежет доход крупнейших фармкомпаний страны. До назначения Кабмина в кулуарных разговорах имя Глеба Загория фигурировало в качестве одного из четырех кандидатов на пост главы Минздрава. И очень долго именно ему пророчили руководящий пост. К счастью, украинцам удалось избежать такого министра.
Но и пока Загорий хорошо пристроился. Верховная Рада даст ему возможность провести «нужные решения», «подправить» законодательство. Ведь если закон о госрегулировании цен на лекарства вступит в силу, то семья Загорий недополучит хорошую прибыль.
Первый ком уже скатился на голову Загория-политика – в конце октября под зданием МОЗа прошел митинг, где требовали отстранить Глеба Загория от политической деятельности. И не факт, что ему удастся так же удачно и дальше продвигаться по карьерной лестнице. Ведь страна, а вместе с ней и украинцы, уже не те. Есть надежда, что они не дадут наживаться на здоровье наших соотечественников.